3.12.2020, 11:33
Қараулар: 230
Психологические особенности оказываемой помощи детям, ставшим жертвами бытового насилия

Психологические особенности оказываемой помощи детям, ставшим жертвами бытового насилия

 

« Дети – наше будущее.

Если мы не хотим иметь жестокое будущее,

Мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем.»

Т.Голикова

На сегодняшний день после суицида, острой проблемой во всем мире стало насилие и жестокое обращение с детьми. И нашу страну это тоже, к сожалению коснулось. Незащищенность, материальная зависимость, возрастные особенности психики несовершеннолетних (незрелость, подчинение авторитету взрослого, доверчивость, недостаток жизненного опыта, неумение полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные последствия) привели к тому, что в условиях роста насилия в обществе жертвами насилия и жестокого обращения чаще всего становятся дети. Разрешить проблему насилия над несовершеннолетними можно только при совместной работе педагогов, родителей и всех взрослых, которые, так или иначе, причастны к детям. Конвенция ООН о правах ребенка, участником которой является наша страна с 1990 года, обязывает государства принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия.

Любой ребенок может также стать жертвой насилия и в детской среде. Однако наиболее уязвимы дети, отличающиеся от ровесников внешними особенностями — как физическими, так и психическими. В «группу риска» попадают дети из неблагополучных семей, состоящих на учете в органах полиции, с физическими недостатками, подвергающиеся буллингу различного характера, иногда дети другой национальности, с необычным поведением и т.д. Насилие деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений. У детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, могут возникнуть социально-опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера (ПАВ-зависимость, интернет-зависимость, игровая зависимость).

Физическое насилие — жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию. Сексуальное насилие — использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность. Эмоциональное (психическое) насилие — ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства

собственного достоинства и уверенности в себе. Пренебрежительное отношение — не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье, пище, одежде, лечении. А также оставление детей без присмотра. Последствиями семейного насилия являются следующие факторы: ребенок учится насилию, ребенок становится тревожным и ребенок не уверен, что его в семье любят.

Особенности поведения детей: Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых: редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения. Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития. Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность. Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение.

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ДЕТИ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ. Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать «нет», рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, — эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы. Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения. Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как выражение теплых чувств. От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями — это наиболее важные условия, которые помогают избежать беды. Нужно быть в курсе

взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми. В каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне его. Несовершеннолетний должен знать, кому из друзей или соседей он может позвонить в отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации.

ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ СПЕЦИАЛИСТЫ, РАБОТАЮЩИЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, В СЛУЧАЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

При возникновении подозрения на насилие специалисты должны: 1. Постараться поговорить с самим ребенком, внимательно выслушать его. Верьте ребенку, если он вам открылся, окажите ему поддержку. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей. 2. В обязательном порядке поговорить с родителями или лицами, их заменяющими. 3. Обратиться в травматологический пункт или другое медицинское учреждение для регистрации полученных повреждений. 4. Подключить к решению проблемы сотрудников правоохранительных органов. А также при первичном контакте с потерпевшим, специалисту (психологу, врачу, педагогу, социальному работнику) не следует делать поспешных выводов, но необходимо предпринять определенные действия.

Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенку, следует незамедлительно инициировать тщательную проверку достоверности предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Все полученные сведения важно записывать с указанием даты. Во-вторых, необходимо подключить к работе своих коллег-единомышленников (психологов, психотерапевтов, социальных работников, врачей, педагогов). Надо быть готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить «сор из избы», станут всячески отрицать произошедшее. Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, является доверие, а также формирование чувства безопасности. Вот несколько рекомендаций для улучшения жизненных правил: любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей; умейте видеть достоинства людей, ценить их; научитесь прощать людям их слабости; никогда не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание

окружающим; старайтесь прийти на помощь в нужный момент, делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите и уважайте друг друга.

Отдел образования района Бәйтерек