26.10.2020, 9:49
Қараулар: 115
Вся жизнь с детьми и для детей

Вся жизнь с детьми и для детей

Татьяна Александровна Савченко после окончания в 1981 году Уральского педагогического училища была распределена в детский сад №4 села Переметное. Интересно то, что когда-то она сама посещала этот садик. Переступая порог ясельной группы молодая воспитательница испытывала волнение. Волновалась она не из-за отсутствия опыта, небольшой опыт как раз то и был. В те времена студенты дошкольного отделения один раз в неделю обязательно работали в детском саду плюс практика. Но тогда рядом всегда был опытный воспитатель, а сейчас за все придется отвечать самой. И еще была тревожная мысль, а как примут дети?

Дети приняли хорошо, рядом оказалась опытная Маргарита Михайловна Карамышева, помогавшая советами и в сложных ситуациях. Татьяна с головой ушла в работу, которую выбрала еще в школе. Она старалась как могла привить малышам навыки внимания, развития памяти и речи, учила их разговаривать, одеваться и знать свою одежду(в ясельную группу принимали с восьми месяцев от роду). Через полгода она уже увлеченно занималась с детьми в старшей группе, куда ее перевели. Тогда для занятий о современных технических средствах, компьютерах-принтерах, интернете и слыхом не слыхивали – все пособия приходилось изготавливать самим. Рисовали, вырезали, клеили дома после работы. Рассказывали и читали детям сказки и рассказы тоже сами. И от того как подготовишься к занятиям, как их проведешь зависело развитие детей. У Татьяны получалось хорошо.

Возможно, поэтому ее перевели в детсад «Колокольчик» (ныне «Еркемай») методистом. Детский сад и его коллектив был ей знаком – она проходила здесь производственную практику. А теперь, спустя всего полтора года, она должна уже сама работать с воспитателями: составлять планы работы, мероприятий, расписание занятий и методику их проведения и так далее. Коллектив отнесся к новому методисту с пониманием и вновь рядом оказался человек с большим опытом работы – заведующая детсадом Любовь Александровна Бокаушина, которая взяла под опеку нового молодого методиста. Утренники, конкурсы, различные мероприятия, в том числе совместные с родителями детей, всего и не перечесть, что было сделано за годы работы. Были удачные начинания и не очень, но не исчезало желание делать не для галочки, а ради детей их развития.

И вот ее назначают заведующей детским садом. Татьяна Александровна ведет отсчет своего руководства дошкольным учреждением с 1998 года. Но справедливости ради надо сказать, что и до этого года она несколько лет уже возглавляла «Колокольчик». Не угодила в чем-то начальству и ее сняли, через некоторое время вновь предложили и она согласилась. Не любит она вспоминать этот период в своей трудовой биографии. А период был очень сложным, даже критическим для сохранения детского сада. К тому времени из четырех детских садов райцентра остался только «Колокольчик» и в том, что он продолжал работать и работает по сей день есть и заслуга Татьяны Александровны.

Она охарактеризовала тот период работы коротко и с грустью в голосе: «Надо было выжить… Надо было сохранить детский сад любыми путями…». А как? Экономическая ситуация ухудшалась повсеместно, объемы финансирование социальных объектов упорно приближались к нолю. Платежеспособность людей настолько упала, что в детсаде осталась только одна разновозрастная группа, а в штате три человека. Пришлось заведующей стать и дворником, и сантехником, да мало ли кем станешь когда на твоих плечах висит большое типовое здание детского сада. Пока работала центральная котельная здание отапливалось (как отапливалось – вопрос другой), была вода. Они-то и вызывали особую тревогу зимой – приходилось бегать по ночам и смотреть: не прорвало ли, не замерзло ли, ну и попутно функции сторожа выполняла. Один год ради экономии решили не отапливать все здание. В результате штукатурка начала осыпаться, появилась плесень. СЭЗ за такое безобразие чуть не оштрафовало… Помогал решать проблемы в поддержании здания и ее муж Юрий Григорьевич, работавший в коммунальном предприятии, помогал где официально, где неофициально.

Постепенно ситуация стала выправляться. Увеличивалось число детей, рос штат и к 2008 году открылись все группы. Улучшалось и материальное обеспечении. В 2013 году был произведен капитальный ремонт здания и детский сад стал отвечать всем требованиям к дошкольному учреждению.

Сказать, что заведующая прилагала усилия только по сохранению детского сада, будет неправильно. Даже в эти трудные годы Татьяна Александровна уделяла большое внимание основной работе по подготовке детей к школе, а это невозможно сделать без воспитателей, их профессионализма. В эти годы особенно проявился талант воспитателей С. Ащигалиевой, Г. Ермолаевой, Н. Каманиной и других.

 

Современные технологии развиваются стремительно. То, что еще вчера считалось немыслимым, сегодня становится обыденным. Не могло остаться в стороне от этого процесса и дошкольное образование. Но здесь есть одна особенность – эффективность воспитания детей, подготовка их к школе зависит не только от новых технологий, но и от умения воспитателя сочетать их с традиционными, прошедшими испытание временем, методами.

Приходящие после учебных заведений молодые воспитатели теоретически подготовлены неплохо, умеют пользоваться различными компьютерными программами, но не имеют практических навыков, не говоря уже об опыте. Причина — практически исчезнувшая из учебного процесса практика. «Современная молодежь, — говорит Т. Савченко о молодых воспитателях, — неплохо подготовлена, быстро находит общий язык с детьми. Недостаток опыта компенсирует желанием перенять опыт других. В этом им здорово помогает методист Сания Булатовна Адилова».

Сама тоже старается не отставать. Приходится просматривать и современные мультики, иначе постоянно можно попадать «вопросах», а это не прибавит авторитета у малышей, даже наоборот. Чебурашку современные дети не знают, поэтому сегодняшних мультяшных героев приходится «знать в лицо».

Есть много наработок в детском саду по работе с детьми и их родителями. В последние годы, когда «лучшим воспитателем» в семье является смартфон (сунул в руки ребенку, он и притих, тыкая пальчиками в экран, не мешая родителям), в детском саду увеличили число мероприятий, проводимых совместно с родителями. Характерен в этом отношении конкурс, когда мама или папа должны по ладошкам определить своего ребенка. Мамы делают это лучше пап, что говорит о их более тесном тактильном контакте с детьми. Но и мамы далеко не всегда могут это сделать…

В рамках экологического воспитания установлена тесная связь детского сада с Центром туризма. Преподаватели приходят в детсад и проводят занятия, дети посещают центр с экскурсиями. Сейчас детсад принимает участие в экспериментальной площадке «Здоровый образ жизни – залог здоровья». Знакомясь с целями и задачами этой экспериментальной площадки, с некоторым удивлением обнаруживаешь, что большинство ее положений, методов давно в той или иной степени применяют в детском саду «Еркемай» под руководством Татьяны Александровны Савченко. Это ли не свидетельство о том, что возглавляемый ею коллектив работал и работает в правильном направлении.

Хорошие, проверенные временем формы работы они сочетают с новыми, экспериментальными, стараются сделать так, чтобы ребенок, находясь в детском саду, не был отдален от родителей, чтобы он был не просто под присмотром и обучился необходимым навыкам, здесь не забывают о его внутреннем мире. Поэтому не мало воспитанников детского сада и по прошествии многих лет, сами став родителями, помнят Татьяну Александровну и своих воспитателей.

За свой многолетний плодотворный труд Т. А. Савченко неоднократно награждалась благодарственными письмами и почетными грамотами, в том числе Министерства образования и науки. Недавно ей вручили нагрудный знак имени «Ы. Алтынсарина», как оценку ее работы по воспитанию подрастающего поколения.

Николай БЕРЕНДЯЕВ,

район Бәйтерек