17.10.2019, 9:45
Қараулар: 115
Свет на наших улицах

Свет на наших улицах

В темное время суток на автодороге Уральск-Саратов поворот на Переметное никак не пропустишь – он хорошо освещен. Приближаясь к райцентру, видишь с возвышенности многочисленные огни фонарей и въезжаешь в село по хорошо освещенной дороге. Картина для стороннего человека почти идеальная. Передвигаясь по селу она начинает слегка тускнеть по мере отдаления от центра, а на периферийных улицах и вовсе становится темной.

 

В нашей памяти еще свежо то время, когда райцентр, как и все села района, был погружен во мрак. Только редкие фонари у административных зданий и некоторых магазинов бросали в темноту желтые пятна света. Постепенно картина стала меняться. Реанимировались старые линии освещения, устанавливались новые фонари. Желтые пятна превращались в светлые участки, наконец, отдельные улицы стали полностью освещенными.

Вместе с расширением сетей уличного освещения мы столкнулись с новой проблемой. Оказалось, что реанимировать старую линию или протянуть новую это только полдела, необходимо еще их обслуживать, так как установленные фонари начали периодически гаснуть. Кто и как обслуживает линии освещения в Переметном и почему часто перегорают лампы в фонарях мы поинтересовались у акима сельского округа Бекзата Бадакова.

«Для обслуживания уличного освещения мы проводим тендер, по итогам которого заключаем договор с выигравшей организацией. В этом году такой организацией стала «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания». Она по нашим заявкам производит замен ламп в фонарях. Заявки составляем ежедневно, а вот организации выполняют их по мере возможностей. Поэтому и бывают случаи, когда фонарь не горит несколько дней. Мы работаем с подрядчиками, чтобы исключать подобные ситуации.

Почему часто перегорают лампы? Закупку ламп мы раньше производили через тендер. Побеждал тот, кто предлагал наименьшую сумму. В итоге закупались лампы по низкой цене, а, следовательно, и низкого качества. С этого года мы производим закупки из одного источника. Лампы стали закупать более высокого качества. Постепенно переходим на светодиодные лампы, которые более долговечны и менее энергоемкие, то есть экономичные.

Есть у нас фонари еще с советских времен. Они не только устарели, но и выработали свой срок. В них горят не только лампы, но и выходят из строя дроссели. Планируем со временем их заменить. Но для этого нужны средства.

Чтобы установить освещение на улице, где его никогда не было, нужны техусловия, соответствующие материалы и оборудование. Все это стоит немалых денег. Думаю, что со временем этот вопрос будет решен.

Для тех, кто живет на неосвещенных улицах, мы можем предложить такой вариант: сельский округ предоставляет фонарь, а жители подключают его через свой счетчик».

Почему замена ламп не производится ежедневно? Этот вопрос мы задали в Зеленовском РЭС, который занимается непосредственным обслуживанием электроосвещения улиц в райцентре.

«Почему не ежедневно? Во-первых, для ежедневного обслуживания должна быть специализированная организация, которая занималась бы только уличным освещением. Для ее содержания нужны средства в десятки раз большие, чем сейчас выделяются на обслуживание. В настоящее время по смете мы занимаемся заменой еженедельно. Во-вторых, для работы периодически отсутствует материал в сельском округе. Да и лампы закупаются одни из самых дешевых. Их хватает на три ночи. Бывают случаи, что меняем уже на следующий день. Кроме того, договор с нами заключен где-то на 30 процентов от общей протяженности линий освещения. То есть на сумму в три раза меньшую, чем необходимо для обслуживания.

Проблема еще в том, что 90% старых линий требует замены из-за физического износа. Бывает, что устанавливаются некачественные светильники, как, например, на Ростошинской улице. В результате она не освещена. Там, где они качественные, как на въездной группе, они работают долго». Такой ответ мы получили от Валерия Козина руководителя Зеленовкого РЭС.

Проехав по улицам райцентра днем и в темное время, мы увидели следующую картину. В первую очередь бросился в глаза тот факт, что светильники на некоторых улицах разношерстные. Есть древние «кобры», есть чуть более новые и есть современные светодиодные. На разных улицах расстояние между светильниками разное. Встретились фонари, «спрятанные» за кроной деревьев, без ламп. Только новые линии выделялись стройными рядами опор и единым форматом светильников. Еще встретились неогороженные трансформаторы…

В темное время ездить на машине по нашим слабоосвещенным и тем более неосвещенным улицам удовольствие не из приятных, особенно по улицам, расположенным ближе к Деркулу. А что уж тогда говорить о пеших прогулках, да еще в осеннюю или весеннюю распутицу! Не горящие светильники встречаются часто…

Во время поездки в темное время суток по улицам возник еще один вопрос, а как ориентироваться на них, как найти нужный адрес? И вот почему.

Если таблички с названием улиц еще можно обнаружить на угловых домах (но далеко не везде), то с нумерацией домов сложнее. Вот улица Кудайбергенова. На ней пока чуть больше десятка домов. Таблички есть только на четырех. Здесь можно сделать скидку на то, что улица только застраивается и после обустройства жителей таблички, возможно, появятся. Но подобная картина наблюдается и на других улицах.

Ночь. Улица. Нет фонарей. Свет фар выхватывает только проезжую часть, иногда и часть заборов. Высматривать в темноте табличку на стене дома бесполезно, особенно, когда она прячется за зарослями кустов или деревьев, да еще за высоким глухим забором из профлиста. Необходимо отметить, что люди стали устанавливать таблички с номером и названием улицы на заборах, но это пока не приобрело массового характера.

Больше всего на ночных улицах конкретный адрес разыскивают фельдшера подстанции скорой помощи, поэтому поинтересовались у водителей, как это им удается.

Виталий Шопин, водитель скорой помощи:

«Улицы мы хорошо знаем, столько лет работаем. Поэтому с их нахождением проблем нет, а вот с конкретным домом сложнее. Не везде есть нумерация. Если даже есть, то в темноте ее не всегда увидишь. Порядок нумерации на некоторых улицах нарушен. Сложности есть. Часто ориентируемся на светящиеся окна или нас встречают. Но вот если за рулем будет новый водитель, еще и не местный, то в первое время проблемы возникнут. А для нас сейчас главная проблема — это дороги, особенно в грязь!».

Наша уличная сеть освещения медленно растет. Растет и объем работ по ее обслуживанию. Появляется необходимость в специализированной организации по ее обслуживанию, что влечет за собой и увеличение финансирования. Рано или поздно этот вопрос придется решать, иначе фонари будут, а освещения не будет.

 

Николай БЕРЕНДЯЕВ